080509_Remembrance

 

Содержание

 

 

Фамилия, имя, отчество

Сафонова Татьяна Михайловна

Дата создания материала

Январь 2009 года

Наименование материала

Урок по теме «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны»

Тема программы

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Наименование предмета

История

Класс

9

 

Методическая  справка

 

            Данный материал можно использовать при изучении Великой Отечественной войны в 9 классе. Основные события коренного перелома в ходе войны изучаются одновременно с региональными. Класс делится на три группы. Каждая группа получает предварительное задание, состоящее из:

- подготовки материала о Сталинградской, Курской битвах и сражении у деревни Прохоровка (по одному на каждую группу);

- сбора сведений о ветеранах региона, принимавших участие в указанных битвах;

-  составления презентации, содержащей не более 10 слайдов и одного видео (3 минуты);

- изучения региональной истории указанного периода.

            При составлении урока использовались видеоматериалы, предоставленные журналистом Е.Н. Губиным.

 

План урока

Тема урока: Никто не забыт? Ничто не забыто?

 

Цели урока:

 - образовательная: ознакомление учащихся с историческими фактами коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны; сопоставление этих событий с временем образования Кемеровской области; формирование навыков работы с историческими источниками;

- развивающая:  развитие аналитического мышления: формирование умения выделять существенные признаки и свойства; развитие аналитико-синтезирующего мышления: развитие умений классифицировать факты, делать обобщающие выводы; развитие абстрактного мышления: развитие умений выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них;

- воспитывающая: воспитание у учащихся способности сопереживать, развитие умения слушать окружающих, формирование чувства патриотизма и гордости за свою страну.

Задачи урока:

- рассмотреть события и определить значение коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны через судьбы конкретных людей;

- выяснить с учащимися основные моменты и обосновать необходимость образования Кемеровской области;

- установить взаимосвязь судьбы человека с историей страны.

Тип урока: комбинированный урок, структурированная дискуссия.

Оборудование: мультимедийный проектор, выставка исследовательских работ учащихся и книг, посвященных коренному перелому в Великой Отечественной войне и образованию Кемеровской области

План урока:

1.            Основные события коренного перелома  в ходе войны.

2.            Образование Кемеровской области.

3.            История страны - судьба человека.

Основные понятия: коренной перелом, приказ № 227.

003Даты:

Лето-осень 1942  года – оборонительный этап Сталинградской битвы

19 ноября 1942 - 2 февраля 1943 г. – контрнаступление советских войск под Сталинградом

5 июля 194323 августа 1943Курская битва

12 июля 1943 года - сражение под Прохоровкой

26 января 1943 года – Указ об образовании Кемеровской области

Проблема урока: Как отражается история страны на судьбе отдельного человека и истории региона? Можно ли забыть Великую Отечественную войну?

Эпиграф: “Люди без Родины становятся исторической пылью, блеклой осенней листвой, гонимой с места на место и втаптываемой чужеземцами в грязь”. И.А.Ильин (1882-1954 гг.), русский философ

 

Ход урока:

(Слайд 2) Учитель: Сегодня мы продолжаем с вами цикл уроков «Никто не забыт? Ничто не забыто?», посвященных Великой Отечественной войне.

Эпиграфом к нашему уроку служат слова русского философа Ильина: “Люди без Родины становятся исторической пылью, блеклой осенней листвой, гонимой с места на место и втаптываемой чужеземцами в грязь”. Это не случайно. Ибо тогда в далекие 40-е годы Гитлер хотел лишить советских людей Родины, хотел сделать их исторической пылью, стереть с лица земли такую страну как Советский Союз.

Но этого не хотел советский народ. Настолько сильны в них были любовь к своей Родине, патриотизм, что они ценой своей собственной жизни защищали каждый клочок советской земли.

И сегодня, как никогда, это важно. Ведь вы - граждане России и вам ее защищать и развивать.

Мы поговорим с вами о втором этапе войны, названном коренным переломом. О событиях, окончательно вселивших в советских людей веру в то, что их Родину не отдадут врагу, что они будут свободными.

(Слайд 3) Сегодня часто слышишь мнение  о том, что пора прекратить постоянно напоминать о той войне, что уже и ветеранов почти не осталось, что есть дела поважнее. Можно ли забыть войну? Надо ли забыть свою историю? Ведь история страны – это история людей ее населяющих. Действительно ли это так? На эти вопросы мы и будем с вами отвечать на уроке.

(Слайды 4-6) Зловещие языки пламени, рвущие ввысь и испепеляющие все, что встает на их пути. Искаженные ужасом лица женщин, прижимающих к груди насмерть перепуганных детей. Душераздирающие стоны раненых. Грохот орудий. Свист пуль. И всюду трупы людей, еще недавно думающих о будущем, мечтавших о любви и счастье.

133689Все это и есть война - самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества.

Что может быть страшнее, чем война?!
Лишь слезы да страдания несет она.
И счастье разбивает у людей,
Любимых разлучает и друзей.

            (Слайд 7) Проблему урока вам поставят журналисты. Обратите внимание на видеофрагмент.

(Слайд 8) Видеофильм «Никто не забыт? Ничто не забыто?»

(Слайд 9) Учитель: А вы согласны с автором фильма или правы зарубежные аналитики? Так ли важны морозы? Можно ли природу обвинять в поражении немецкой армии под Сталинградом и Курском? На эти вопросы вам предстоит ответить в течение урока. Но сначала мы познакомимся с основными событиями коренного перелома в ходе ВОВ.

Вопрос классу: Назовите основные события коренного перелома в ходе войны?

(Слайд 10) Их вы должны были изучить дома и подготовить презентации. Каждой группе дается 5 минут. Во время защиты одной группы остальные учащиеся готовят вопросы.

Защита и обсуждение презентаций по 5 минут

(показ презентаций учащихся). Затронуть приказ № 227.

Вопрос классу: Нужен ли был этот приказ войскам? Так ли они хотели отступать?

Учитель: А что думают о поставленной проблеме сами ветераны. Очень сложно сегодня напрямую поговорить с ними. Их уже мало осталось. В нашем поселке семеро. А те, кто еще жив, практически не могут самостоятельно передвигаться. Поэтому так важны их воспоминания, запечатленные на видеопленке. Внимание на экран.

(Слайд 11) Видеофрагмент «Воспоминания ветеранов»

(Слайд 12) Ответы на вопрос «Можно ли природу обвинять в поражении немецкой армии под Сталинградом? Почему?»

Вопрос классу: Какие качества, на ваш взгляд, были присущи советскому солдату, сила которых позволила победить в Сталинградской и Курской битвах и в самой страшной войне?

Ответы на вопрос

Учитель: Зима 1943 года - окончание Сталинградской битвы. Какое событие связано с этим периодом в истории нашей малой Родины? (образование Кемеровской области) (Слайд 13). На ваших партах лежат документы и карточки с вопросами (приложение 1). В течение 5 минут вы отвечаете на эти вопросы, используя документальный материал и  свидетельства очевидцев, ваших знакомых, проживавших в нашей области в 40-50-е гг. ХХ в.

За это время вы не только обсуждаете проблему, но и на листах ватмана нарисуйте, как вы поминаете слово «Родина» (Слайд 14).

 

Вопросы для обсуждения:

- Почему, несмотря на военные годы, когда надо было решать вопросы снабжения армии боевой техникой и боеприпасами, решался вопрос об образовании нового субъекта страны? Своевременно ли было это решение?

- Как данный факт повлиял на судьбу ваших знакомых и соседей? Как отражается история страны на судьбе отдельного человека и истории региона?

- Как вы считаете, никто не забыт? Ничто не забыто?

Обсуждение проблемы, эпиграфа.

Защита рисунков «Родина»

Видеофрагмент «Память» (Слайд 15)

Учитель: А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо,

Не надо раны бередить».

Ведь это правда, что устали

080509_RemembranceМы от рассказов о войне.

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне.

И может показаться: правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда не права!

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память - наша совесть.

 Она, как сила, нам нужна.

Седьмая симфония продолжает звучать.

 

(Слайд 16) Д\з: собрать материал об оккупационном режиме на территории СССР. Ответить на вопрос: почему советские люди переходили на оккупированных территориях на сторону фашистов и становились полицаями, расстреливая и издеваясь над своими согражданами?

 

Приложение 1.

 

Развитие Кузбасса в годы Великой Отечественной войны

Издательство "Просвещение"http://kemerovo.school.edu.ru/default.asp?wci=doc&tmpl=text&d_no=136

_map_aС момента образования Кемеровской области происходит много изменений. Внедряются новые технологии в промышленности, строятся объекты социальной сферы, растет культурный уровень трудящихся. Кузбасс становится наиболее обжитым и густонаселенным районом Западной Сибири. Трудовые успехи кузбассовцев дважды отмечены орденом Ленина. Но за высокими показателями скрывались тяжелейшие условия труда и низкий уровень жизни шахтеров.

http://www.sgsh.ru/ru/about/sgh_history/index.html

1941-1945: все для победы

 

В первые дни Великой Отечественной войны многие из работников «Кузбассшахтопроект» ушли в армию, в том числе ряд руководя­щих. Летом 1941 г.  был переведен из Новосибир­ска в Анжеро-Судженск, где оставался до конца войны.

Осенью 1941 г. в «Кузбассшахтопроект» прибыла большая груп­па квалифицированных инженеров-проектировщиков, эвакуирован­ных из Донбасса, Харькова («Южшахтопроект»), а затем из Днепро­петровска («Доншахтопроект»), и они включились в проектную ра­боту. В то же время часть работников «Кузбассшахтопроекта» была откомандирована на шахты, стройки и заводы.

Проектирование быстро перестроилось на удовлетворение тре­бований военного времени. Надо было снабжать углем промышленность и железнодорожный транспорт, в первый год войны обеспечить проектными решениями несколько эвакуированных заводов, работав­ших на оборону, а также запроектировать ряд небольших электростан­ций для электроснабжения угольных предприятий.

В первый период войны (1941 - 1943 гг.) в исключительно короткий срок были выполнены проекты мелких шахт упрощенного «военного» типа, а также пересмотрены и переработаны в сторону упрощения (по «нормам военного времени») ранее выпушенные проекты строя­щихся шахт.

Во второй половине войны (1943-1945 гг.) начался новый период - проектирование более крупных капитальных шахт с отказом от «норм военного времени», т. е, шахт, которые должны были войти в строй в послевоенный период. К концу войны Кузбасс давал угля столько же, столько вся дореволюционная Россия, включая Донбасс.

Для удовлетворения возросших требований металлургический про­мышленности к качеству угля, идущего на коксование, в этот период потребовалось организовать обогащение угля на шахтах Кузбасса. Для этого был разработан типовой проект упрощенной обогатительной фабрики с пневматическим методом неглубокого обогащения (до 6 мм) на сепараторах УШ. Типовой проект в короткий срок был при­вязан выездными бригадами проектировщиков к местным условиям на шахтах им. Сталина, №5/6, им. Ворошилова, им. Калинина, №3-3-бис и др. Эти фабрики были быстро построены и введены в эксп­луатацию, что положило начало обогащению углей Кузбасса.

Уголь стал главной причиной появления на карте страны Кемеровской области. Еще в сентябре 1942 года ЦК ВКП(б) принял специальное постановление о развитии Кузнецкого бассейна и увеличении добычи угля. В нем критиковалось неэффективное управление угольной отраслью. Добычу угля, особенно коксующегося, надо было резко наращивать.

Руководить шахтами из Новосибирска было сложно. Даже по железной дороге до Прокопьевска или Анжеро-Судженска добраться от столицы Сибири было не так-то просто, а поездка на автомобиле занимала весь день. Десятки нарочных развозили указания и приказы, которые частенько запаздывали и не позволяли оперативно принимать решения на местах.

Поэтому в январе 1943 года Кузнецкий промышленный район выделяют в самостоятельную Кемеровскую область. Здесь сосредоточилось все управление отраслью. В июне были созданы комбинаты "Кузбассуголь", объединивший южные районы бассейна с коксующимися углями, и "Кемеровоуголь", объединивший север и добычу энергетического топлива. Именно с 1943 года угольная отрасль встает на путь устойчивого роста. За короткий срок общая добыча возросла на 33 процента, а коксующихся углей стали добывать в два раза больше.

В первые годы после образования области были построены и введены в эксплуатацию 21 шахта и штольни. Суммарная производительность этих предприятий составила около 6 миллионов тонн угля, а средняя мощность - 300 тысяч тонн в год.

Одновременно был выполнен большой объем по реконструкции уже действующих шахт, проходке вертикальных стволов, уклонов, расширению вспомогательного хозяйства и т.д.

Большой объем строительства требовал огромного количества строительных материалов, из которых наиболее дефицитным был цемент. Его удавалось заменять тонкомолотыми горелыми породами, производство этого заменителя было организовано в короткие сроки.

В бассейне было налажено собственное производство гвоздей, минеральных красок, заменителей олифы, взрывчатых материалов, которые до этого поставлялись из европейской части страны.

На многих шахтах в ремонтных мастерских была организована перемотка старых электродвигателей, реставрировалось оборудование, отслужившее свой срок.

Кроме того, в область были эвакуированы те предприятия, которые могли выпускать, кроме военной продукции, материалы и оборудование для нужд угольной отрасли. Таким образом, в 1943 году Кузбасс имел надежную базу для развития.

Развитие горного машиностроения Кузбасса тоже пришлось на сороковые годы. Одним из наиболее крупных заводов горного машиностроения стал анжеро-судженский завод "Свет шахтера". Он был организован на базе ремонтно-механического завода. Основной его продукцией были доставочные механизмы, в которых испытывалась большая нужда, так как активно развивались линии очистных забоев.

В Кузбассе появились свои инженерно-технические кадры угольного машиностроения. Им помогали изобретатели и рационализаторы. Все это создало предпосылку для организации филиала института проектирования угольных машин. Создание Гипроуглемаша стало прочной базой для комплексной механизации шахт бассейна.

Работа геологов позволила открыть новые районы с угольными запасами коксующихся и энергетических углей. Исследования проводились в первую очередь уже в освоенных промышленных районах.

Тогда же были выявлены и подготовлены участки для открытой разработки углей. Именно в этот период были подготовлены поля для промышленной эксплуатации разрезов "Краснобродский" и "Бачатский".

Одним из важнейших итогов геологических изысканий 1943 года и последующих лет явилось изучение новых угольных районов южной и юго-восточной частей бассейна Кондомского, Томусинского и Мрасского.

Одновременно было проведено детальное изучение Беловского района, юго-восточной части Ленинского района и северной части Кемеровского района.

Ежегодный прирост промышленной продукции за первый год существования Кемеровской области составил 31 процент вместо 15 прежних. Общий объем промышленности Кузбасса вырос за военные годы почти в три раза при росте основных фондов в 2,5 раза. Валовая продукция по отношению к довоенному времени в 1944 году составляла в угольной промышленности 140 процентов.

Все это невозможно было бы достичь без развития энергетики. Устойчивая работа энергосистемы была обеспечена внедрением профилактических мер по предупреждению аварий оборудования и сетей. Были внедрены аппараты повторного автоматического включения и автоматического регулирования напряжения. Заработала система ремонта линий высокого напряжения без отключения потребителей. За эту работу группа инженеров Кемеровской энергосистемы была удостоена Сталинской премии.

 

 

Хостинг от uCoz